Все про мебель.

на главную
перегородки
офис
немного истории
искусство драпировки
детская
подростковая
школьная мебель
Кабинет руководителя
Словарь мебельщика
партнеры

Плетение Жаккард получило свое название по имени Джозефа Мари Жаккарда, который в 1801 году изобрел ткацкий станок, позволивший механизировать процесс плетения ткани.
Сложный рисунок и рисунок крупного рапорта (вертикальный и горизонтальный повтор рисунка), ранее исполнявшийся мастерицами вручную, теперь стал закладываться в память станка, что значительно упростило и соответственно ускорило весь процесс производства ткани.
Технология Жозефа Жаккарда позволила существенно расширить ассортимент рисунков и фактур тканей фабричного производства, что повлекло за собой появление на мебельном рынке большого количества различных видов тканого обивочного текстиля. Одним из них как раз и является жаккардовый шенилл.
Жаккардовый шенилл – ткань с мягкой ворсистой поверхностью, которая получается благодаря переплетению гладких (продольные) и ворсистых (поперечные) нитей. Шенилловая пряжа внешне похожа на мохнатую гусеницу (по-французски “chenille” и есть гусеница), создается путем вплетения ворсинок между двух прочных нитей, которые потом закручиваются по спирали, образуя, таким образом, мягкую, пушистую пряжу. Собственно говоря, именно эта ее необычная «пушистость» и сделала ткань столь популярной в современном мебельном мире.
Расхожее мнение о жаккардовом шенилле, как о нетехнологичной, капризной, требовательной в уходе и недолговечной ткани, - не что иное как миф, не имеющий под собой никаких оснований. Современные технологии, применяемые в производстве шениллов, а так же использование высококачественного сырья, позволили достичь превосходного качества материала.

Технология производства основных видов мебельных тканей

По технологии производства мебельные ткани подразделяются на:
А) жаккардовые ткани, в том числе гобелены;
Б) шениллы, в том числе рогожки;
В) велюры;
Г) флоки;
Д) букле.

А) Жаккардовая ткань плотная и прочная, мало подвержена истиранию, содержит большой процент синтетического волокна, хорошо моется. Название этой группы тканей происходит от имении Жозефа Мари Жаккара. Отличительной особенностью жаккарда от гобелена и ситца является то, что дизайн (рисунок) придается не только путем покраски ткани (либо переплетения цветных нитей), а и путем путем текстурного рисунка, который ткется жаккардовым станком.
Жаккард -одна из самых изысканных и благородных мебельных тканей, которую ценят за прочность, прекрасный и неповторимый вид, простоту в обработке и износоустойчивость. При ручном изготовлении жаккард относится к одним из самых трудоемких и сложных плетений. Внешне жаккард несколько напоминает гобелен, поскольку имеет ярковыраженный контурный и рельефный подъем рисунка и отличается высокой прочностью и благородством. Жаккард может быть многоцветным с применением разных нитей, например, хлопка и шелка, в любых, самых экзотических оттенках. Плотность жаккарда регулируется толщиной используемых цветных нитей, и самое важное это то, что при использовании жаккардового способа плетения, достигается максимальная плотность нитей на единицу площади. Также существуют несколько способов окраски этого вида ткани- это изготовление жаккарда из смеси синтетических и натуральных нитей, которые затем помещаются в красители- в таком случае, например, хлопковая основа принимает цвет данного красителя, а нити из полиэстера остаются неизменными. Но более качественные сорта жаккарда получаются, когда его ткут из уже окрашенных нитей.
Жозеф Мари Жаккард изобрел уникальный станок для изготовления этого вида ткани еще в 1801 году. Его способ автоматического контроля за нитью на ткацком станке заключался в использовании специальных карточек с просверленными в определенных местах отверстиями. Уникальность жаккардового механизма заключается в возможности контроля отдельных основ нити при формировании навеса для каждого направления нити. Сотни таких нитей могут быть использованы для создания запутанных узоров на станке. С помощью карточек, перфокарт программируется последовательность формирования направления нити для каждого узора. До сегодняшнего дня принцип создания жаккардовой ткани остался неизменным, кроме одного- современный станок управляется компьютером.
Разница между жаккардом и гобеленом несущественная. По сути дела гобелен и есть тот же жаккард, даже ткется на одних и тех же станках. Единственное отличие это то, что в жаккарде используется около 10 различных цветов нити, а в гобелене значительно больше и, как правило, он делается из более толстой и дорогостоящей нити. Гобелены обычно состоят из 100% хлопка.

Б) Шенилл. Очень красивая и богатая эксклюзивная мебельная ткань с разрезным ворсом, относящаяся к группе жаккардовых тканей. Свое название шенилл получил от французского слова, означающего «гусеница». Шенилл разработан по технологии, используемой в США в 18 веке, называемой «плетеная свеча», в которой пучки ворса хлопка были расположены на хлопковой основе с интервалами, формирующими тщательно разработанные рисунки и т.о. представляют собой современную интерпретацию старинной ткани- мягкой, пушистой, как гусеница. Шенилл не является грубым текстилем, так как его пучки не закреплены на месте и могут быть свободно вытащены из основы ткани. Для производства шенилла используют ворсовую уточную пряжу, полученную на специальных машинах. Шенилл классифицируется как материал с разрезным ворсом. В шенилле пучки ворса расположены на основе не с интервалами, а уложены в длинные продолжительные линии. Шенилловая пряжа режется вдоль основы, что создает полосы ворса. Шенилловая нить (созданная плетением простой и пушистой нитей) становится практически нерастяжимой, и хорошо вплетается в общую структуру ткани.
По составу сырья шениллы могут состоять из нитей одной природы, например, из полиэстера (синтетическое волокно), или быть смешанными, например, полиэстер с вискозой, хлопком или акрилом.
К категории шенилл относится мебельная ткань рогожка. Рогожка- плотная и прочная ткань, в которой 2-3 смежные нити исновы и утка, переплетаясь, образуют на поверхности ткани более менее крупные квадраты, расположенные в шахматном порядке, в результате чего с обеих сторон ткани получается одинаковый рисунок. Рогожка- ткань с ворсистой поверхностью, которая получается благодаря использованию ворсовой уточной пряжи, получаемой на специальных машинах. Сейчас для производства рогожки чаще всего используют акрил, хлопок или полиэстер. Рогожки смотрятся в интерьере очень естественно и натурально. Рогожки по плетению похожи на мешковину, а кантри-стиль всегда в моде.

В) Велюр. В переводе с французского это слово означает «бархат». Это тяжелая ворсовая ткань, которая отличается от бархата более длинным ворсом. Велюр-ткань с разрезным ворсом, получаемая путем переплетения пяти нитей, четыре из которых попарно образуют верхнюю и нижнюю основы, а пятая (обязательно отличная от других, как правило бархатистая) образует ворс. Затем ткань режется между двух основ, отделяя друг от друга. Таким образом, из станка выходят 2 рулона ткани с ворсом.
Ворс может быть расположен вертикально по всей ткани или на отдельных участках приглажен в одну сторону. Его отделывают тиснением, расчесывают по трафарету или укладывают в виде разнообразных рисунков, поэтому велюр может быть гладким, фасонным, тисненым. Для обивки мягкой мебели применяют велюры хлопчатобумажные и шерстяные.
Настоящий, качественный велюр- это красиво и дорого. Это стиль и показатель достатка.

Г) Флок. Это легкий печатный мебельный велюр, представляющий собой аппликацию мелких частиц натурального или синтетического волокна на липкую матерчатую основу. Производство флоков- технологически очень сложный процесс, требующий больших финансово-материальных вложений в технологическое оборудование, необходимое для производства тканей.Флок является нетканным текстилем. При создании флока используют мелкий нейлоновый или полиамидный (возможен ворс сложного химического состава) ворс.

Производство флока состоит из нескольких основных стадий:
а) производство основы (ткание).Наиболее часто используемые ткани для основы флока- это сатин, саржа, искусственный и натуральный хлопок, нейлон, полиэстер.
б) сотканная основа движется по станку, при этом на нее тонким слоем наносится клеевой состав (при этом основа слегка подогревается)
в) из расположенного над станком бункера поступает флок (ворсинки), т.е. частички ворса просто равномерно высыпают на основу. При этом над самой основой создают постоянное электростатическое поле. Наэллектризованные частички ворса падают в этом поле на клеевую основу строго вертикально, чем достигается ровность ворсового покрытия. В результате получается ворсовая ткань белого цвета
г)производится покраска ткани (необходимо отметить, что иногда наносится уже покрашенное ворсовое покрытие).
Рисунок на флоковую ткань может наноситься с помощью мокрой и сухой печати. Покраска флоков мокрой печати производится сразу же после производства самой ткани, когда ткань еще горячая. В результате ткань получается более мягкая на ощупь в сравнении с флоком сухой печати. При сухой печати окрашивается уже остывшее (сухое) полотно.
Рисунок ткани кроме покраски может придаваться также двухуровневым нанесением ворсового покрытия- флок на флоке.
Основным показателем качества флока является то, насколько хорошо ворсинки соединены через клеящее вещество с тканевой основой. Именно этот параметр обуславливает стойкость к истиранию и гарантирует то, что ворс не будет выпадать или легко выщипываться. Важным показателем качества также является количество ворсинок на 1 кв.см. и качество самих ворсинок (высота и толщина)
Флоки прекрасно стираются и могут быть подвержены химической чистке. Мебель, в которой использованы ткани типа флок, служит очень долго, благодаря своему материалу, который устойчив к разрывам и истиранию.
Классический химический состав флока- это 100% нейлоновый ворс и основа, состоящая из 65% полиэстера и 35% хлопка.

Д) Букле. Это мебельные ткани, волнистая поверхность которых похожа на мелкий каракуль.Вырабатываются они из пряжи фасонной или креповой крутки. Могут быть как однотонными, так и многоцветными, где цвета отдельных завитков причудливо сплетаются в сложный узор.

Яндекс цитирования вернуться на сайт